Памятка для родителей «В вашей семье будет первоклассник».
Родителям будущих первоклассников:
- постарайтесь настроить положительно ребенка к школе, учителю, новому коллективу;
- за несколько месяцев постарайтесь выработать режим для всей семьи, наиболее приближенный к школьному;
- будьте внимательны к своему ребенку;
- как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте, рассуждайте;
- будьте терпеливы к мнению ребенка;
- уже в летнее время перед школой как можно больше просите ребенка делать самостоятельно, что-то вам напоминать, все это поможет вам выработать самостоятельность;
- за несколько месяцев до школы ежедневно в одно и тоже время занимайтесь с ребенком, он должен привыкнуть к учебной деятельности;
- при выполнении заданий и упражнений не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самостоятельно;
- обязательно интересуйтесь успехами и неудачами ребенка у воспитателя, учителя, «ваше чадо» должно чувствовать вашу заинтересованность;
- помните, что ребенок учиться не для себя, а для родителей, учителей, чтобы утвердиться как личность;
- хвалите ребенка при всех и чаще, ругайте – наедине;
- в семье выработайте единую тактику общения с ребенком, свои разногласия решайте без ребенка;
- никогда не позволяете себе обсуждать, критиковать учителя в присутствии ребенка;
- постарайтесь заблаговременно записать ребенка в школу, посещайте дни открытых дверей всей семьей, запишите ребенка в школу воскресного дня;
- обратите внимание на здоровье своего ребенка, если есть проблемы, прислушивайтесь к мнению специалистов;
- вечером обязательно интересуйтесь, как прошел день;
- утром спокойно будите ребенка в одно время;
- никогда не позволяйте себе сравнивать ребенка с другими детьми.
Правила общения:
- можно выразить свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком;
- можно обсуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были;
- недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его;
- покажите ребенку, что вы его уважаете;
- признавайте ребенка здесь и сейчас;
- сохраняйте дружелюбный тон.
Как поддержать самоценность ребенка:
- безусловно принимайте ребенка;
- активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях; - чаще бывайте с ребенком;
- не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам;
- помогайте, когда просит;
- поддерживайте каждый успех;
- делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку;
- конструктивно решайте конфликты;
- используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова;
- обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.
Принципы отношений родителей с детьми:
- Я хочу, чтобы меня любили, поэтому я буду открыт моим детям.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я буду с удовольствием учиться с детьми.
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий, поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
- Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть, поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
- Я – единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
- Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов, поэтому я буду стараться смягчить удары.
Чему научить ребенка перед школой?
- любить себя;
- интерпретировать поведение;
- навыкам самообслуживания;
- объяснять собственное поведение;
- общаться с помощью слов;
- понимать различия между мыслями и действиями;
- интересоваться и задавать вопросы;
- слушать и слышать учителя;
- не бояться неудач;
- доверять взрослым;
- думать самому;
- знать, в чем можно полагаться на взрослого.
Чем заменить наказание?
- терпением – это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей;
- объяснением – объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки;
- отвлечением – постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему хочется;
- неторопливостью – не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится;
- наградами – в конце концов, они более эффективны, чем наказания!
На что обратить внимание в первую очередь:
- проконсультироваться с воспитателем, логопедом, обязательно обратить внимание на здоровье ребенка, если есть проблемы, прислушаться к мнению лечащего врача;
- посещать всей семьей Дни открытых дверей в школах, узнавать обязательно впечатление ребенка;
- узнать, какие дополнительные занятия, кружки и секции имеются в школе, в которую планируется записать ребенка;
- постараться положительно настроить ребенка на обучение в школе, к учителю, новому коллективу;
- за 3-4 мес. постараться выработать режим для всей семьи, наиболее приближенный к школьному;
- в летнее время как можно больше просить ребенка что-то делать самостоятельно;
- приучить себя за несколько месяцев до школы в одно и тоже время заниматься с ребенком, чтобы он привык к учебной деятельности;
- в семье необходимо выработать единую тактику общения с ребенком, свои разногласия решать в его отсутствие, не позволять себе критиковать, обсуждать учителя в присутствии ребенка, никогда не сравнивать своего малыша с другими, как можно больше разговаривать с ребенком, читать, рассуждать, быть внимательным и терпеливым;
- перед школой необходимо научить ребенка навыкам самообслуживания, любить себя, объяснять собственное поведение, слушать и слышать учителя, доверять взрослым, не бояться неудач, думать самому;
- родитель должен помнить, что каждый первоклассник учится только для мамы, папы и учителя, чтобы утвердиться как личность, поэтому взрослые должны ему помогать;
- самое главное, обратить внимание на состояние здоровья ребенка, правильно выбрать школьные принадлежности и научиться слышать своего ребенка.
Типичные ошибки, которые совершают родители:
- отдают ребенка в школу очень рано (до 6 лет 6 мес.) – часто в этом возрасте ребенок не готов к школе психологически, поэтому в школе ему не интересно, он еще хочет играть; такие дети испытывают серьезные трудности при обучении, начинают часто болеть; в итоге родители принимают решение вернуть ребенка снова в детский сад, что является новой психологической травмой для малыша;
- часто болеющего ребенка или ребенка с хроническими заболеваниями во что бы то ни стало, пытаются записать в образовательные учреждения повышенного уровня (лицеи, гимназии) – нужно помнить, что в таких учреждениях нагрузки выше, ослабленный ребенок не будет справляться с обучением, такой ребенок не будет успешен;
- начиная с первого класса, записывают ребенка в несколько кружков, в музыкальную, художественную школы – первый год обучения адаптационный, ребенку надо дать время привыкнуть к учебной деятельности, режим должен включать прогулки на свежем воздухе и время для игры, поэтому количество кружков и секций надо оптимизировать, хотя бы в первом полугодии;
- по различным причинам пытаются записать в школу, отдаленную от места жительства – школа должна быть в шаговой доступности, в этом возрасте самое главное – это безопасность ребенка;
- очень рано и интенсивно начинают готовить ребенка к школе – это приводит к тому, что ребенок не успевает наиграться, а интерес к обучению пропадает задолго до наступления Дня знаний.